samara_journal (samara_journal) wrote,
samara_journal
samara_journal

Category:

Михаил Турецкий

Гамбит Турецкого в Самаре


34.97 КБ

Себя он характеризует как «творческий диктатор», а тембр его голоса называют «тембр того, кто в хоре главный». Турецкий – по фамилии его матери, и связана она вовсе не с Турцией, а с маленьким городком Турец. А арт-группа, которой он руководит, – уникальнейшее явление в новейшей истории российской культуры, поскольку нынешние хоры существуют разве что в статусе народных, а не эстрадных музыкальных коллективов. Впрочем, у каждого времени были свои менестрели, и эти десять человек – наши современники.

В рамках осеннего всероссийского тура по 30 городам страны арт-группа «Хор Турецкого» дала два концерта подряд в Самарской государственной филармонии. В этом году артисты заручились поддержкой серьезного спонсора – «Связь-Банка», финансового института федерального значения, имеющего 42 филиала по всей стране. Это сотрудничество позволило привезти в регион уникальное шоу уровня Лас-Вегаса и Бродвея, созданное с использованием последних достижений аудио-, видео- и светотехники. Хору приходится возить две фуры – и оборудование, и собственно технологию. На сцене обычно во время концертов еще работают инструменталисты, звукорежиссеры, световики, администраторы – всего более 30 человек. Профессиональный хор, созданный семнадцать лет назад, – это настоящий театр песни с собственной оригинальной режиссурой, в котором гармонично сплелись вокальная, актерская и хореографическая составляющие. Доказав, что высокое искусство и шоу-бизнес легко могут существовать вместе, Михаил Турецкий создал уникальный формат арт-шоу, не имеющий аналогов в мире. Основа же оригинальной концепции, ее главная несущая сила – голос. Артисты, за плечами каждого из которых высшее музыкальное образование, поют только вживую, с оркестром и «a капелла», легко заменяя музыкальные инструменты голосами. Общим диапазоном в четыре с половиной октавы они представляют всю палитру природных мужских тембров – от тенора-альтино до баса-профундо. Что уж говорить о безграничном артистизме, безусловном обаянии и очаровании, которыми обладают эти мужчины! Десять разных сценических образов и десять харизматичных персонажей. В среднем 280-300 выходов на сцену в год.

Визитная карточка коллектива – изысканная жанровая игра, когда музыка разных стран, эпох и стилей гармонично комбинируется и сочетается в рамках одного концерта. Каждая композиция в их исполнении, будь то оперная ария или советский шлягер, сентиментальный романс или лагерная песня, обретает свою новую жизнь, превращаясь в настоящее произведение музыкального искусства. Новую программу «Аллилуйя любви» арт-группа посвятила прекрасной половине человечества. Сюда по традиции вошли произведения самых разных жанров, кроме старых и любимых мелодий артисты исполнили новые классические, народные и эстрадные номера. Особое место в программе отведено лирическим композициям о любви. «Именно для женщин мы творим, поем и живем, – поделился художественный руководитель коллектива, заслуженный артист России Михаил Турецкий. – Любовь – возвышенное чувство, это вдохновение и страсть, сила мужчины и его слабость. Языком музыки мы пытаемся раскрыть смысл этого таинственного слова и признаться женщинам в любви».

В первом отделении «Хор Турецкого» исполнил фрагменты и классических, и народных произведений, от попурри на музыку Верди, «самого гламурного композитора XIX века», как его назвал сам Турецкий, до отрывков украинских оперетт. Кстати, украинская мова стала девятым по счету языком, которым овладел коллектив. Здесь же прозвучали и «Реквием», №7, Lacrimosa Моцарта, и песни из репертуара группы Queen, и вещи современных отечественных исполнителей. Завершающим «блоком» стала подборка на тему здорового образа жизни – советские песни о спорте во главе с «Маршем энтузиастов», который, кстати, дружно пели всем залом. Вторая часть концерта была полностью адресована собственно женщинам и… музыке. Приятным сюрпризом для зрителей стала оригинальная интерпретация ставших уже классикой любовных тем из репертуара французского романтика Джо Дассена, признанных мастеров рок-баллад – группы Scorpions и, конечно же, легендарной рок-оперы «Юнона и Авось». Настоящей жемчужиной программы можно назвать нежную и чувственную композицию Vivo Per Lei всемирно известного итальянского тенора Андреа Бочелли, текст которой был специально переведен на русский язык. И, конечно же, эксклюзив от «Хора Турецкого» – мужской «натуральный» канкан в исполнении десяти настоящих мужчин, специально для любимых женщин!

Вот такой пленяющий союз противоположностей больше двух часов держал весь зрительский зал во внимании, и даже после концерта публика отказывалась уходить, покоренная сумасшедшей энергетикой хора. Кстати, самарцам очень понравилось предложение артистов покинуть, как бы ни хотелось расставаться, зал под негромкую, но всем знакомую мелодию, «Прощальную песню» из кинофильма «Обыкновенное чудо»: «Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло».

Руководитель коллектива Михаил Турецкий ответил на несколько вопросов нашему журналу.

– Когда и как был создан ваш коллектив?
– В середине 80-х по праздникам я любил ходить в синагогу, слушать, как пели старики. Невероятная мощь той божественной музыки натолкнула меня на мысль о восстановлении традиции. Эта мысль материализовалась в конце 90-х, когда я возглавил мужской еврейский хор. Первые концерты коллектив дал в 1990 году в Калининграде, Таллинне и Кишиневе. За следующие два года мы сделали программу, с которой уже выступали в Англии, Франции, Израиле, Америке, Канаде и Московской консерватории.

– Чем вы все-таки потрясли мир? Почему вас одинаково восторженно принимают и в США, и в Израиле, и в России?
– Наш успех – итог упорной многолетней работы. Множество составляющих соединились в одно целое. Советское музыкальное образование, многочасовые каждодневные репетиции на протяжении многих лет. Мы собрали 10 коллекционных голосов, представляющих всю палитру природных мужских тембров. Наш репертуар насчитывает около 400 композиций, которые мы исполняем на 9 языках, только вживую. Мы единственный в мире танцующий хор. Это настоящий театр песни с оригинальной режиссурой и сценографией. Это суперсовременная программа с новейшими шоу-технологиями. По сути, подобного нам коллектива нет не только в России, но и во всем мире.

– Как Вы нашли столь уникальные голоса?
– С кем-то я учился вместе, кого-то специально пригласил. Костяк коллектива составляют люди, пришедшие в него в 1991-1993 годах. Голоса, которые вы слышите сегодня, развились именно в этом коллективе в результате постоянного общения друг с другом, со зрителями, в ходе репетиций и гастролей. Люди «распелись», появилась уверенность, харизма. После многих лет работы сложился тот редкий синтез, когда высочайшая музыкальная эрудиция, культура и профессионализм сочетаются с прекрасными певческими голосами. В коллективе замечательные отношения, а конфликтные ситуации, если и возникают, в конфликты никогда не перерастают. Мы сработались и прижились на почве профессионализма. Созидательный момент в атмосфере добра, неизменное чувство юмора – важные элементы нашего успеха. Сейчас «Хор Турецкого» – это слаженная бригада, мы уважаем друг друга и всегда приходим друг другу на помощь.

– Как в столь напряженном гастрольном ритме удается поддерживать форму и сохранять голоса?
– В нашем деле без дисциплины нельзя: утром – репетиция, вечером – концерт, ночью – самолет. Чего стоит все наше шоу, если артист не выглядит должным образом? На нас на сцене должно быть приятно смотреть, поэтому перед выступлением необходимо выспаться, до концерта запрещено употреблять спиртное. Что касается голоса, ребята сами знают, что для их голосов хорошо, а что плохо. Голос – словно мышца. Если начинаешь ее беречь, она увядает, здесь нужны постоянные тренировки. Если «правильно» петь, то голос с каждым разом становится только лучше, и ограничений здесь быть не может.
80.41 КБ

– Михаил Борисович, а как близкие реагируют на ваше частое отсутствие? Удается ли сочетать творчество и семейные обязанности?
– Главное для женщины – принять образ жизни любимого мужчины, но не каждая на это пойдет. У нас в коллективе есть и семейные, и холостые, и разведенные. Некоторые не женятся принципиально, потому что свободная жизнь их полностью устраивает. Но все-таки группа мужская, все являются для кого-то стеной, плечом, опорой жизни, поэтому и приходится работать много.

– Каков портрет вашего зрителя?
– Наша публика различна по возрасту и социальному статусу. К нам ходят политики и учителя, бизнесмены и домохозяйки, студенты и пенсионеры. Всех их объединяет лишь одно – любовь к настоящей музыке. И нам абсолютно неважно, кто перед нами – VIP-персоны или люди, с трудом насобиравшие деньги на билет. Главное, чтобы зритель нас чувствовал и понимал. Мы коллектив, который любит интерактивность, мы вовлекаем людей в творческий процесс, заставляем петь, танцевать. Артист – это прежде всего логика взаимоотношений с окружающим миром.

– Вы были в Самаре несколько раз – как меняется город?
– Ваш город – яркий, самобытный и весьма своеобразный. Больше всего я люблю в нем прогуливаться по набережной. Конечно, Самара меняется, как и все в нашей жизни – город растет, развивается, становится все более современным. Но свою изюминку хранит, и мы ее очень любим.

Елена
АНДРЕЕВА
Фото В. КОТМИШЕВА
"Самара. Журнал столицы региона" №11 за 2007 год

Tags: Интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments